12 января 2024 года в городском Музее
истории космодрома Байконур открылась экспресс-выставка «От космических
кораблей к орбитальным станциям», приуроченная к 55-летию первой в мире
стыковке в космосе двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». В экспозиции
представлены фотографии, книги, значки и почтовые открытки, благодаря которым
посетители смогут узнать подробнее об этом историческом событии.
14 января 1969 года с космодрома
стартовал корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым. А через день на
корабле «Союз-5» отправились сразу три космонавта — командир корабля Борис
Волынов, бортинженер, кандидат технических наук Алексей Елисеев и
инженер-исследователь Евгений Хрунов.
Основной задачей группового полета являлось
выполнение ручной стыковки двух космических объектов на монтажной орбите и
перехода двух членов экипажа «Союз-5» в космический корабль «Союз-4».
Автоматическое сближение кораблей
началось 16 января (на 34-м витке «Союза-4» и 18-м витке «Союза-5»). На расстоянии
100 метров В. Шаталов и Б. Волынов перешли на ручное управление и четко, как на
тренажере, выполнили причаливание и стыковку кораблей. Это был долгожданный
успех.
Газеты и журналы пестрели громкими
ликующими заголовками, а состыкованные корабли даже нарекли первой
экспериментальной космической орбитальной станцией.
Но до выполнения программы полета было еще
далеко. Теперь двум космонавтам предстояло осуществить переход через открытый
космос из одного корабля в другой. Сразу после стыковки Е. Хрунов и
А. Елисеев в бытовом
отсеке «Союза-5» стали готовиться к этой операции. Они облачились в скафандры
«Ястреб». Б. Волынов снял товарищей на кинокамеру, а затем ушел в спускаемый
аппарат и задраил за собой переходной люк (командиры Б. Волынов и В. Шаталов
скафандров не имели).
Переход осуществлялся на 35-м витке
«Союза-4». Первым переходил Евгений Хрунов, а Алексей Елисеев снимал его на
кинокамеру. После того, как Хрунов добрался до входного люка бытового отсека
«Союза-4», в путь отправился Елисеев. Космонавты мастерски справились со своей
задачей.
Общее время пребывания космонавтов в
безвоздушном пространстве составило примерно один час. Е. Хрунов и А. Елисеев
вошли в историю не только как первые «космоходцы» по кораблям, но и как первые
космические почтальоны, доставив В. Шаталову несколько газет за 15 января 1969
г., в которых сообщалось о запуске космического корабля «Союз-4».
На борту космонавты выполнили большой
объем научных экспериментов по космической навигации связи и медико-биологическим
вопросам. В
о время
полета
проводилось фотографирование Земли в различных условиях освещенности и
визуальное наблюдение за обстановкой, видимой через
иллюминаторы
кораблей, а также
наблюдения характерных геолого-географических образовании земной поверхности,
облачного и снежного покрова Земли, велось исследование яркости Земли и звезд,
обнаружение циклонов и тайфунов; проводились медико-биологические исследования
условий космического полета на человеческий организм. Кроме того, Шаталовым в этом
полете был предложен и осуществлен новый не запланированный по программе метод
одновременной ориентации космического корабля на Солнце и Землю (метод В.
Шаталова).
В состыкованном состоянии корабли
летали 4 часа 33 мин 49 сек. Затем они расстыковались, и космонавты начали
готовиться к посадке. 17 января на Землю благополучно вернулся экипаж
«Союза-4». 18 января на посадку пошел «Союз-5».
При спуске с орбиты «Союза-5» не сработал пиропатрон отделения
спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека, спуск пошел по нештатной
траектории с перегревом спускаемого аппарата из-за неверной ориентации во время
торможения (тепловым экраном назад), нерасчетными перегрузками и закруткой.
Спускаемый аппарат отделился при прохождении плотных слоев атмосферы по причине
взрыва в приборно-агрегатном отсеке из-за сильного нагрева баков с горючим на
высоте 90 километров. Так как спуск продолжался по нерасчетной баллистической
траектории с вращением вокруг продольной оси, выпущенный парашют стало
закручивать, что увеличило скорость спуска.
Нерасчетно сработала и система мягкой посадки
(в метре от Земли), в результате чего Волынов получил инерционные травмы.
Успешным полетом и стыковкой «Союза-4»
и «Союза-5» был завершен первый этап испытательных полетов «Союзов».