12 января 2024 года в городском Музее истории космодрома Байконур открылась экспресс-выставка «От космических кораблей к орбитальным станциям», приуроченная к 55-летию первой в мире стыковке в космосе двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». В экспозиции представлены фотографии, книги, значки и почтовые открытки, благодаря которым посетители смогут узнать подробнее об этом историческом событии.

14 января 1969 года с космодрома стартовал корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым. А через день на корабле «Союз-5» отправились сразу три космонавта — командир корабля Борис Волынов, бортинженер, кандидат технических наук Алексей Елисеев и инженер-исследователь Евгений Хрунов.

Основной задачей группового полета являлось выполнение ручной стыковки двух космических объектов на монтажной орбите и перехода двух членов экипажа «Союз-5» в космический корабль «Союз-4».

Автоматическое сближение кораблей началось 16 января (на 34-м витке «Союза-4» и 18-м витке «Союза-5»). На расстоянии 100 метров В. Шаталов и Б. Волынов перешли на ручное управление и четко, как на тренажере, выполнили причаливание и стыковку кораблей. Это был долгожданный успех. Газеты и журналы пестрели громкими ликующими заголовками, а состыкованные корабли даже нарекли первой экспериментальной космической орбитальной станцией.   Но до выполнения программы полета было еще далеко. Теперь двум космонавтам предстояло осуществить переход через открытый космос из одного корабля в другой. Сразу после стыковки Е. Хрунов и                          А. Елисеев в бытовом отсеке «Союза-5» стали готовиться к этой операции. Они облачились в скафандры «Ястреб». Б. Волынов снял товарищей на кинокамеру, а затем ушел в спускаемый аппарат и задраил за собой переходной люк (командиры Б. Волынов и В. Шаталов скафандров не имели).

Переход осуществлялся на 35-м витке «Союза-4». Первым переходил Евгений Хрунов, а Алексей Елисеев снимал его на кинокамеру. После того, как Хрунов добрался до входного люка бытового отсека «Союза-4», в путь отправился Елисеев. Космонавты мастерски справились со своей задачей.

Общее время пребывания космонавтов в безвоздушном пространстве составило примерно один час. Е. Хрунов и А. Елисеев вошли в историю не только как первые «космоходцы» по кораблям, но и как первые космические почтальоны, доставив В. Шаталову несколько газет за 15 января 1969 г., в которых сообщалось о запуске космического корабля «Союз-4».

На борту космонавты выполнили большой объем научных экспериментов по космической навигации связи и медико-биологическим вопросам. В о время полета проводилось фотографирование Земли в различных условиях освещенности и визуальное наблюдение за обстановкой, видимой через иллюминаторы кораблей, а также наблюдения характерных геолого-географических образовании земной поверхности, облачного и снежного покрова Земли, велось исследование яркости Земли и звезд, обнаружение циклонов и тайфунов; проводились медико-биологические исследования условий космического полета на человеческий организм. Кроме того, Шаталовым в этом полете был предложен и осуществлен новый не запланированный по программе метод одновременной ориентации космического корабля на Солнце и Землю (метод В. Шаталова).

В состыкованном состоянии корабли летали 4 часа 33 мин 49 сек. Затем они расстыковались, и космонавты начали готовиться к посадке. 17 января на Землю благополучно вернулся экипаж «Союза-4». 18 января на посадку пошел «Союз-5». При спуске с орбиты «Союза-5» не сработал пиропатрон отделения спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека, спуск пошел по нештатной траектории с перегревом спускаемого аппарата из-за неверной ориентации во время торможения (тепловым экраном назад), нерасчетными перегрузками и закруткой. Спускаемый аппарат отделился при прохождении плотных слоев атмосферы по причине взрыва в приборно-агрегатном отсеке из-за сильного нагрева баков с горючим на высоте 90 километров. Так как спуск продолжался по нерасчетной баллистической траектории с вращением вокруг продольной оси, выпущенный парашют стало закручивать, что увеличило скорость спуска.  Нерасчетно сработала и система мягкой посадки (в метре от Земли), в результате чего Волынов получил инерционные травмы.

Успешным полетом и стыковкой «Союза-4» и «Союза-5» был завершен первый этап испытательных полетов «Союзов».