Запуск автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2»

 

15 и 21 декабря 1984 года, с космодрома Байконур были запущены автоматические межпланетные станции (АМС) «Вега-1» и «Вега-2». Они были выведены на траекторию полета к Венере четырехступенчатой ракетой-носителем «Протон-К».

АМС «Вега-1» и «Вега-2» состояли из двух частей — пролётного аппарата массой 3170 кг и спускаемого аппарата массой 1750 кг. Полезной нагрузкой спускаемого аппарата были посадочный аппарат массой 680 кг и плавающая аэростатная станция (ПАС), масса которой вместе с системой наполнения гелием была не более 110 кг. Последняя стала важным элементом проекта. По достижении планеты ПАС должна была отделиться от спускаемого аппарата и подняться в атмосферу Венеры. Дрейф ПАС должен был проходить в течение 2-5 суток на высоте 53-55 км, в облачном слое планеты. Пролетные аппараты, после выполнения целевой задачи (сброса спускаемых аппаратов), далее перенаправлялись к комете Галлея.

Дорога к Венере была уже хорошо освоена многими советскими межпланетными станциями, начиная с «Венеры-2» и кончая «Венерой-16». Поэтому и полет обеих станций «Вега» проходил практически без осложнений. На трассе перелета проводились научные исследования, включающие в себя изучение межпланетных магнитных полей, солнечных и космических лучей, рентгеновского излучения в космосе, распределение компонентов нейтрального газа, а также регистрацию пылевых частиц. Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции «Вега-1» 178 суток, а для «Веги-2» - 176 суток.

11 июня 1985 года спускаемый аппарат станции «Вега-1» вошел в атмосферу Венеры на ночной стороне. Посадочный аппарат совершал спуск на парашюте и одновременно передавал научную информацию на космический аппарат «Вега-1» с последующей ретрансляцией информации на Землю. Через 10 минут после входа в атмосферу на высоте 46 км произошел сброс тормозного парашюта, после чего спуск проходил уже на аэродинамическом тормозном щитке. На высоте 17 км атмосфера Венеры преподнесла сюрприз: сработал сигнализатор посадки. Возможно, виной всему стала сильная турбулентность атмосферы на высотах 10-20 км. Последующие расчеты показали, что причиной преждевременного срабатывания сигнализатора посадки мог послужить внезапный вихревой поток скоростью более 30 м/с. Но главное, по этому сигнализатору запустилась циклограмма работы приборов на поверхности планеты, в том числе грунтозаборного устройства (ГЗУ). Получилось, что бур сверлил воздух, а не грунт Венеры. После 63 минут спуска посадочный аппарат опустился на поверхность планеты в низменную часть равнины Русалки северного полушария. Хотя от ГЗУ пользы уже не было никакой, другие научные приборы передали ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата после посадки составила 20 минут. За это время ПАС под действием ветра преодолела вдоль экватора расстояние 11500 км со средней скоростью 69 м/с, измеряя вдоль трассы полета температуру, давление, вертикальные порывы ветра и среднюю освещенность. Полет ПАС начался из района середины ночи, а закончил свою работу на дневной стороне.

Только завершилась работа с первой плавающей аэростатной станции, а к Венере уже подлетала следующая АМС - «Вега-2». 13 июня 1985 года произошло разделение её спускаемого и пролетного аппаратов, с уводом последнего с помощью собственной двигательной установки на пролетную траекторию. 15 июня 1985 года, как под копирку, прошли операции по входу спускаемого аппарата в атмосферу Венеры и приему информации с него, вплоть до посадки, отделения плавающей аэростатной станции и выхода ее на высоту дрейфа. Единственным отличием стало своевременное срабатывание сигнализатора посадки в момент касания поверхности. В результате, грунтозаборное устройство отработало штатно, что позволило провести анализ грунта в месте посадки, расположенном в предгорьях земли Афродиты (южное полушарие) в 1600 км от места посадки спускаемого модуля «Вега-1».Вторая ПАС также дрейфовала на высоте 54 км и за 46 часов преодолела путь в 11 тыс. км.

Подводя промежуточный итог результатам полета советских межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2», можно сказать, что удалось сделать качественно новый шаг в освоении Венеры. С помощью малых аэростатных зондов, разработанных и изготовленных в НПО им. С.А. Лавочкина, была изучена циркуляция атмосферы планеты на высоте 54-55 км, где давление составляет 0,5 атмосферы, а температура +40°С. Эта высота соответствует наиболее плотной части облачного слоя Венеры, в которой, как предполагалось, более отчетливо должно проявиться действие механизмов, поддерживающих быстрое вращение атмосферы с востока на запад вокруг планеты - так называемую суперротацию атмосферы.

Вскоре после пролета Венеры автоматическими станциями «Вега-1» и «Вега-2» и окончания работы ПАС 25 и 29 июня 1985 года соответственно были проведены коррекции траектории космических (пролетных) аппаратов, с помощью которых они были направлены к комете Галлея.

4 марта 1986 года, когда расстояние от станции «Вега-1» до кометы Галлея составило 14 млн. км, состоялся первый «кометный» сеанс. После наведения платформы на ядро кометы была проведена её съемка узгоугольной камерой. При следующем включении 5 марта расстояние до ядра кометы составило уже 7 млн. км. Кульминация экспедиции наступила 6 марта 1986 года. За 3 часа до максимального сближения с кометой были включены научные приборы для ее исследования. В этот момент расстояние до кометы составляло почти 760 тыс. км. Впервые космический аппарат находился на столь близком расстоянии от кометы.

Хотя падение мощности солнечных батарей после встречи с кометой составила те же 45%, это не помешало провести еще два сеанса изучения кометы на отлете - 10 и 11 марта. В результате исследования советскими автоматическими станциями «Вега-1» и «Вега-2» кометы Галлея были получены уникальные научные результаты, в том числе около 1500 снимков. Впервые космические аппараты прошли на столь близком расстоянии от кометы. Впервые удалось посмотреть с близкого расстояния на одно из самых загадочных тел в Солнечной системе.