Ровно 30 лет назад, 15 ноября 1988 года был запущен орбитальный космический корабль «Буран». Через 5 лет, в 1993 году, программа «Энергия-Буран» была окончательно и бесповоротно закрыта. Этот полет, как в песне В.Бутусова, «одинокой птицы», стал первым и единственным…
Программа многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стала советским ответом на аналогичную американскую систему Space shuttle, запущенную в космос в начале 80-х годов прошлого века. Ответом, надо признать, запоздалым. Как и в случае с «лунной» гонкой, Советский Союз дал слишком большую фору конкурентам, и отыграть ее на короткой дистанции оказалось делом почти безнадежным. Нельзя сказать, что советские ученые даром ели свой хлеб и не задумывались о космических «челноках». Первые разработки по созданию орбитальных и гиперзвуковых самолетов начались еще в середине 60-х годов, когда в ОКБ Микояна начал работу выдающийся конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Программа по созданию двухступенчатого воздушно-орбитального самолета получила название «Спираль». Планировалось с помощью сверхзвукового самолета выводить в космос боевой корабль ОС (орбитальный самолет). Практически прообразом «Бурана» был БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан), который был впервые запущен 15 июля 1969 года по суборбитальной траектории на высоту 100 км. Аппарат был… деревянным и сгорел в плотных слоях атмосферы. Но это был уже успех. В дальнейшем было осуществлено еще 6 пусков БОРов и получена ценная информация.
Все эти наработки были использованы для создания собственного шаттла. Первый советский «челнок» был копией американского, но лишь схематически по крылатой форме. Дальше советские ученые пошли своим путем. «Буран» отличался от шаттла несколькими принципиальными особенностями: спасательной конструкцией на старте и в полете, маневренностью и автоматическим режимом при посадке. Под «Энергию» с «Бураном» были брошены лучшие промышленные силы и привлечены лучшие умы страны. Без преувеличения, запуск «Бурана» готовила вся страна. В создании этой системы принимали участие 86 министерств и ведомств, более тысячи предприятий всего Советского Союза. В течение 18 лет над программой работало свыше миллиона человек, общие расходы составили более 16 миллиардов рублей.
На космодроме на 113 площадке был выстроен жилой городок, неподалеку от стартового комплекса лунной ракеты Н-1 выросли два гигантских старта для исполинской мощи ракеты «Энергии», взметнулся ввысь самый высокий объект в степи – стенд для испытаний. Для посадки «Бурана» был построен аэродром Юбилейный с самой длинной и идеально горизонтальной посадочной полосой. Отряд космонавтов во главе с летчиком-космонавтом Игорем Волком напряженно готовился к полету на макете БТС-002 с авиационными двигателями.
В конце концов, задача была решена. Первый, пробный пуск «Энергии» в мае 1987 года прошел успешно, настал черед взлететь «Бурану». Космонавты убеждали руководство, что готовы лететь, но было принято решение не рисковать и сначала испытать «Буран» в беспилотном, автоматическом режиме. 15 ноября 1988 года в 6 часов 1 секунду по московскому времени РН «Энергия» с ОК «Буран» стартовала. После отделения от ракеты «Буран» совершил два витка вокруг Земли и через 206 минут с точностью до нескольких метров приземлился на посадочной полосе «Юбилейного».
Приземлился навсегда, чтобы никогда больше не взлететь. Судьба этого летного «Бурана» печальна. Корабль был разрушен в мае 2002 года в результате обвала кровли в МИКе. Тогда же под обломками погибли и семь строителей. Трагически в результате авиакатастроф погибали и члены отряда космонавтов Игоря Волка… Не иначе как злой рок не дал летать этой космической «птице». «Буран» так и остался легендой одного полета…