4-ая Тихоокеанская гидрографическая экспедиция

ТОГЭ-4 - одно из самых загадочных и закрытых соединений в истории современного Военно-морского флота. Гидрография здесь совершенно не причём, по-простому – это легенда прикрытия. На самом деле уникальное соединение было создано в 1959 году при самом непосредственном участии С.П. Королёва при поддержке руководителей государства Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева. Достаточно сказать, что переоборудование кораблей осуществлялось под личным контролем члена Политбюро ЦК КПСС Д.Ф. Устинова. Задачи были весьма и весьма важные – обеспечение испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на предельной дальности их полёта.

По замыслу С.П. Королева при запусках МБР на предельные дистанции головные части ракет испытывали максимальные перегрузки, что позволяло проверить не только прочность их корпусов, но и надежность автоматики подрыва ядерных боезарядов. Это было самым главным, основным и определяющим для удивительного соединения Тихоокеанского флота.

Первые офицеры соединения ТОГЭ-4 приходили со всех флотов Советского Союза. Командиру соединения Юрию Ивановичу Максюте удалось собрать и сплотить в единый организм первые четыре корабля измерительного комплекса: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка». Наряду с испытаниями ракет стояла задача обеспечения всех пилотируемых и беспилотных полётов космических аппаратов. И, конечно, флотская служба требовала соблюдения и поддержания всего комплекса организационных мероприятий военно-морского порядка. Первые специалисты измерительного комплекса: траекторщики, баллистики, телеметристы и обработчики были поистине лучшими инженерами в Вооружённых силах. Они приходили в ВМФ с полигонов ПВО, из молодых Ракетных войск стратегического назначения, из академий и училищ. Задача ставилась очень строго: обеспечить полный контроль параметров новых ракет и новых ракетно-ядерных вооружений.

Анатолий Курочкин