Страницы истории Великой Отечественной войны тесно переплетены с историей создания космодрома Байконур, так как личный состав, построивший полигон ракетной техники стратегического назначения № 5, который впоследствии станет первым в мире космодромом, на 50 процентов состоял из фронтовиков, прошедших трудный путь сражений Великой Отечественной войны.

Две войсковые части, имевшие опыт боевых действий во время Великой Отечественной войны, были передислоцированы в 1955 году на строительство нового стратегического полигона ракетной техники.

Вч 581056 сформирована 5 декабря 1941 года в городе Саранске как 19-я саперная бригада, вошла в 6 Саперную Армию Приволжского Военного округа. В экспозиции представлена схема боевого пути бригады. Первым командиром бригады был полковник Петр Харитонович Бесценный.

В сентябре 1942 года бригада вошла в состав Сталинградского фронта. Обеспечила переправу на реке Ахтуба в районе завода «Красный Октябрь». Активно принимала участие в осуществлении плана по окружению немецких войск под Сталинградом.

В конце января 1943 г. бригада выполняла задачи по строительству оборонительных сооружений и инженерному обеспечению войск Донского фронта.

С января по июнь 1944 г. бригада в составе 51-й армии участвовала в освобождении Крыма. Развивая наступление, 7-я инженерно-саперная бригада с ходу форсировала Сиваш в районе острова Русский. Преодолеть такую водную преграду было очень трудно. Пеший боец переходил через Сиваш за 2-3 часа, саперы переправлялись на лодках-волокушах. (представлена в экспозиции, передана в музей ветеранами-строителями). Лодки с легким орудием, боеприпасами, продовольствием сначала тащили по топкой прибрежной грязи, потом волокли по ледяной воде под постоянным обстрелом. Фронтовое командование приняло решение строить мостовые переправы: одну на опорах, другую на понтонах. Неоднократно участки моста разрушались от бомбежки и их приходилось восстанавливать. 40000 бомб было сброшено на Сиваш.

На северном крутом берегу Сиваша остались могилы героев сивашской эпопеи, там же стоит гордый памятник солдату-освободителю, труженику воину-саперу».

За отличное обеспечение переправы через Сиваш, активное участие в освобождении Симферополя бригаде было присвоено наименование «Симферопольская».

7 мая 1944 г. начался штурм Севастопольского района на Сапун-горе, и 7-я инженерно-саперная бригада принимала активное участие в штурме.

За образцовое выполнение боевых заданий при освобождении города Севастополя и проявленное при этом мужество и героизм бригада награждена Орденом Красного Знамени.

31.08.1944 г. бригаде было вручено боевое знамя части.

В конце 1944 г. бригада была передислоцирована в Ногинск Московской области и вошла в состав Московского военного округа, занималась строительством и восстановительными работами в городах Москве, Ногинске, Нахабино и Серпухове.

В 1947 г. бригада была переименована во 2-ю инженерно-строительную Симферопольскую Краснознаменную бригаду.

С июня 1954 г. по февраль 1955 г. бригада выполняла задания по строительству важнейших объектов оборонного значения в Капустин Яре Астраханской области.

В 1955 г. передислоцирована в Казахстан, получив боевое задание – строительство первого старта для пусков первой в мире МБР Р-7.

В/ч 34490 (27-е Управление оборонительного строительства), также прошедшей войну, которая впоследствии внесла большой вклад в строительство объектов космодрома. В 1942 году войсковая часть сформирована в г. Лебедянь Липецкой области. Первый командир полковник, позднее генерал-лейтенант Прусс Илья Ефимович.

С первых же дней после своего формирования часть производила строительство оборонительного рубежа на Брянском фронте, по реке Дон протяженностью в 301 км. Кроме того, личным составом части велось строительство оборонительных рубежей Приволжского военного округа. После ликвидации Сталинградской группировки противника войсковая часть приступила к разминированию местности в Сталинграде. В период с февраля по март месяц личным составом части было снято и обезврежено 12400 различных противотанковых и противопехотных мин.

В 1943 году на Курском выступе начались оборонительные работы. После разгрома немцев на Курской дуге воины части сняли и обезвредили 29800 мин, а под Харьковом – 302260 различных мин.

В 1944 году часть вошла в состав 1-го Белорусского фронта и приняла участие в наступлении советских войск на Бобруйск, Ковель, Брест, Варшаву, Берлин. На этом направлении частью построено 1688 мостов.

Один из героических эпизодов в истории в/ч 34490 – бои за город Познань, строительство моста через реку Варту в Познани. За освобождение городов Бобруйск и Познань часть была награждена орденом Александра Невского.

В ходе наступательной операции на Берлин частью были построены мосты через реки Висла, Одер, Шпрее и через канал в Берлине. За участие в форсировании реки Одер часть была награждена орденом Кутузова Ш степени. После окончания боевых действий с 1945 по 1950 гг. часть выполняла задания по демонтажу военных и военно-промышленных объектов предприятий Восточной Европы.

Именно в составе в/ч 34490 прошел войну первый Главный строитель космодрома Байконур Георгий Максимович Шубников.